Официальный сайт журнала
О журналеГде найтиВсе номера

e-mail
карта сайта

Это интересноДобавить статью

23 мая 2008 года

Общие правила

Общие правила

 

2.1.1. Регламент игровых встреч

Во всех видах бильярдных игр встречи проводятся до двух, трех, четырех и большего количества побед по партиям. Количество побед во встрече определяется Положением.

Перерыв до 5 минут может быть объявлен после каждой партии. После окончания встречи игроку перед очередной встречей может быть предоставлен перерыв до 30 минут.

2.1.2. Удары

Удар по битку должен производиться наклейкой кия в направлении его продольной оси, при этом по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. За выполнение удара каким-либо иным способом игрок штрафуется.

В момент удара все шары должны быть неподвижны, а прицельные шары (в случае необходимости) выставлены.

При выполнении одного удара наклейка кия не должна касаться битка дважды.

Запрещается производить удар пропихом и нажимом.

Пропих - это удар, при котором игрок затягивает время контакта наклейки кия с битком и проталкивает одновременно биток и прицельный шар.

Нажим - это удар, при котором близко стоящие друг от друга или соприкасающиеся шары под нажимом кия вдавливаются в лузу либо под нажимом кия перемещаются в другую позицию.

Удар по битку, соприкасающемуся с прицельным шаром, должен выполняться на резке под углом 45° и более в сторону от линии центров либо таким образом, чтобы биток после удара откатился назад или ушел в сторону от прицельного шара. Игрок имеет право уточнить у судьи достаточность угла, на котором производится удар.

Удар по битку, близко стоящему к прицельному шару, выполняется на общих основаниях и под любым углом к линии центров, но без пропиха и нажима.

2.1.3. Расстановка шаров и начало партии

Перед началом партии пятнадцать прицельных шаров с помощью треугольника устанавливаются вплотную друг к другу в форме треугольной пирамиды, при этом передний шар (его нижняя точка) должен располагаться на задней отметке (третьей точке), а основание пирамиды параллельно заднему борту.

Партия начинается после того, как судья установит шары для выполнения начального удара.

2.1.4. Розыгрыш начального удара

Расположившись по разные стороны от продольной линии стола и взяв по одному шару, игроки по команде судьи производят удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту. Право на первый удар получает игрок, чей шар, отразившись от заднего борта, останавливается ближе к переднему борту. В случае, если игроки не приходят к согласию, кому с какой стороны от продольной линии располагаться при розыгрыше, то это определяется жребием.

Розыгрыш считается проигранным, если шар:

а) не коснулся заднего борта;
б) зашел на половину соперника;
в) упал в лузу или выскочил за борт;
т) коснулся длинного борта.

Если правила нарушили оба соперника или оба шара остановились на одинаковом расстоянии от переднего борта, то розыгрыш повторяется.

Победитель розыгрыша имеет право либо сам произвести начальный удар, либо уступить его сопернику.

В последующих партиях соблюдается очередность, перед последней решающей партией розыгрыш повторяется заново.

2.1.5. Начальный удар (с руки из дома)

Выполняя этот удар, необходимо соблюдать следующие правила. а) При игре в русскую пирамиду (71 очко), московскую пирамиду, американку и пирамиду 8 шаров запрещается выносить корпус за продолжение внешней стороны длинного борта. При правильном ударе засчитываются шары, сыгранные в противоположные дому угловые лузы, а также упавшие в результате этого удара другие лузы, вне зависимости от времени их падения в эти лузы по отношению к шарам, сыгранным в противоположные дому угловые лузы.

В быстрых видах этих игр разрешается производить начальный удар (с руки из дома) из любого положения, в том числе и выходить за внешнюю сторону длинного борта, но не заходя за продолжение передней линии (линии дома). При правильном ударе засчитываются все шары, сыгранные в любую лузу, после выхода битка из дома, либо его соприкосновения с прицельным шаром, находящимся вне дома.

б) Выполнять этот удар разрешается только из дама, в случае если все прицельные шары находятся в доме, то удар с руки из дома необходимо производить с противоположной стороны стола. В этом случае временным домом считается площадь игрового поля, ограниченная задней линией и задним бортом.

в) Установку битка разрешается производить рукой или кием (включая наклейку) в любое место площади дома. При этом, если игрок непреднамеренно располагает биток вне дома, то судья должен предупредить его об этом. Если же, несмотря на предупреждение судьи, игрок вновь располагает биток вне дома или, несмотря на предупреждение, производит удар не из дома, то он штрафуется.

г) Биток считается введенным в игру, если в результате удара по нему наклейкой кия пересечет переднюю линию (линию дома), либо произойдет его соприкосновение с любым прицельным шаром, находящимся на игровой поверхности стола.

Если же биток не выведен из дома и при этом не произошло его соприкосновение с любым прицельным шаром, находящимся на столе, то начальный удар (с руки из дома) повторяется.

д) При выполнении удара с руки из дома (все виды игр) необходимо производить удар только по шарам, расположенным вне дома. Наносить удар по шарам, находящимся в доме разрешается только после выхода битка из дома, либо соприкосновение битка с прицельным шаром, стоящим вне дома, при этом засчитывается или нет шар, расположенный в доме, определяется пунктом 2.1.5а.

Удар с руки из дома выполняется в следующих случаях:

начальный удар в партии (все виды игр);
биток упал в лузу или выскочил за борт (русская пирамида, московская пирамида, пирамида 8 шаров, а также быстрые виды этих игр);
при развязке глухой позиции (все виды игр);
игра при счете 70 :70 (все виды русской пирамиды).
2.1.6. Положение шара
Положение шара на игровом поле определяется местом расположения его центра (или нижней точки) относительно линий и разметок стола.

Шар, стоящий в точности на линии дома, считается расположенным вне дома, а стоящий в точности на центральной линии считается расположенным на противоположной половине игрового поля (за центральной линией), относительно игрока, производящего удар.

2.1.7. Начало и завершение удара

Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Вращающийся на месте шар считается движущимся.

2.1.8. Вступление в игру соперника

Соперник вступает в игру после того, как в результате произведенного удара не был сыгран (забит) шар или имело место нарушение Правил.

При этом, если игрок, выполняющий удар штрафуется, то его соперник, оценив позицию шаров, имеет право потребовать от игрока произвести следующий удар - играй дальше.

2.1.9. Сыгранные шары

Шары считаются сыгранными (забитыми), если в результате правильного удара падают в лузы.

Шар, отразившийся от лузы на игровую поверхность стола, не считается сыгранным и остается в игре.

2.1.10. Преднамеренное скатывание прицельного шара

Прицельный шар, соприкасающийся с бортом и упавший в лузу в результате его преднамеренного скатывания по борту, не засчитывается и выставляется в соответствии с правилами конкретной игры. При этом не имеет значения вариант его скатывания - либо непосредственно битком, либо другим прицельным шаром. Штраф на игрока не налагается, удар переходит к сопернику

Для особых случаев игры, когда прицельный шар, соприкасающийся с бортом, расположен вблизи угловой лузы, необходимо считать его:

а) стоящим в лузе, если центр шара совпадает с серединой линии закругления губки лузы или расположен ближе к лузе;
б) стоящим у борта вне лузы, если центр шара расположен дальше от лузы, чем середина линии закругления губки лузы.

Это правило необходимо судье, чтобы, в зависимости от расположения близко стоящего к лузе бортового прицельного шара, предупредить игрока засчитывается этот шар или нет, если игрок намерен скатывать его по борту.

Внимание! Шар, стоящий в лузе на борту и упавший в нее в результате наката, засчитывается, а бортовой шар, расположенный вне лузы, засчитывается только при сыгрывании его на ударе.

2.1.11. Правила отыгрыша

Для быстрых видов игр - русская пирамида, московская пирамида и пирамида 8 шаров - вводятся следующие правила отыгрыша:

1. Если один из шаров (биток или прицельный шар) пересечет центральную линию.

2. Если в результате удара битка по прицельному шару произошло касание шарами двух бортов любым из способов:

а) если один из шаров, отразившись от одного борта, коснулся второго борта или довел до него другой шар.

При этом способе отыгрыша удар шаром по прицельному шару, соприкасающемуся с бортом, не считается касание этого борта, за исключением случаев, когда шар, отразившись от одного борта, касается шара, стоящего вплотную к другому борту;

б) если произошло касание двух бортов разными пирами - битком и прицельным шаром, либо шаром, доведенным до борта любым из них.

При этом способе отыгрыша также не считается касание борта, когда биток после удара по нему отражается от шара, соприкасающегося с бортом.

Считается касание борта, когда после удара битка по прицельному шару любой из них доведен до шара, стоящего вплотную к борту.

За нарушение этих правил отыгрыша игрок штрафуется.

2.1.12. Особые случаи игры по средней или угловой лузе

В играх, где применяются правила отыгрыша, для всех случаев нерезультативной игры по средней или угловой лузе, когда не выполнены требования отыгрыша, при достаточном угле попадания в лузу (определяет судья), считать этот удар правильным и игрок не штрафуется, если играемый шар:

коснулся одной или обоих губок лузы;
коснулся борта в зоне лузы - 68 мм (диаметр шара) от губки лузы по борту,
остановился в игровом (результативном) секторе лузы на расстоянии, не более двух диаметров шара (136 мм) от края лузы (измерение производится до центра шара).
При игре из нерезультативной (глухой) зоны отыгрыш обязателен.
2.1.13 Выскочившие шары

Выскочившими считаются шары, остановившиеся после удара вне игрового поля стола (на полу, на борту и т.д.). Также считаются выскочившими шары, которые, ударившись за пределами стола о какой-либо объект - кий, мел, руку, одежду и т.п., вновь возвращаются на игровое поле стола. Не считается нарушением, если выскочивший шар задевает за пределами стола что-либо у игрока или соперника. Однако если выскакивающий шар задевает в пределах стола что-либо у играющего или его соперника (кий, мел, одежду и т.п.), то это считается нарушением и налагается штраф.

Шар остается в игре, если он, ударившись о какой-либо объект в пределах стола - верхнюю часть борта, скобу лузы, осветительный прибор, кий и т.д., самостоятельно возвращается на игровое поле стола.

Выскочившие прицельные шары выставляются на стол после завершения удара в соответствии с правилами каждой конкретной игры, при этом штраф не налагается, а правильно забитые шары засчитываются и последующий удар за игроком сохраняется.

Если за борт выскакивает биток, то игрок штрафуется, забитые при этом ударе шары не засчитываются. В русскую пирамиду, московскую пирамиду, пирамиду 8 шаров, а также быстрые виды этих игр судья ставит биток для дальнейшей игры им к середине короткого борта дома (или временного дома), и вступающий в игру соперник выполняет удар битком с руки из дома, либо, оценив позицию, предлагает игроку произвести самому удар с руки из дома (играй дальше). При игре в американку выскочивший биток устанавливается вплотную к середине заднего борта, а в американку - быструю устанавливается на заднюю отметку (третью точку).

2.1.14. Выставление шаров

Все неправильно забитые, выскочившие, а также шары, взятые с полки за штраф, устанавливаются на игровое поле стола в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

Все выставленные шары считаются прицельными и играются непосредственно после их установки на стол, а при игре в американку - быструю разрешается играть и выставленным шаром (как битном), в том числе и забивать его в лузу, сразу после установки его на игровое поле стола, а если выставляется более одного шара, то разрешается играть любым из них.

2.1.15. Зависшие шары

Если в результате произведенного удара шар останавливается в створе лузы в положении неустойчивого равновесия (зависший над лузой шар), а затем падает в нее до завершения этого удара, то шар считается сыгранным и игрок производит следующий удар.

Если же остановившийся в створе лузы шар падает в нее после завершения удара, то этот шар не засчитывается, судья восстанавливает его на прежнее место, т.е. в лузу, и игра продолжается на общих основаниях. В этом случае, если при игре в русскую пирамиду и пирамиду 8 шаров (в том числе и быстрые виды этих игр) в лузу падает зависший над лузой биток, то штраф не налагается, а при игре в московскую пирамиду (также ее быстрые виды) биток не считается сыгранным.

В особых случаях, когда после удара по прицельному шару биток остается на месте, а играемый прицельный шар кратковременно останавливается в створе лузы, а затем, сохраняя инерцию вращения, падает в нее, то он засчитывается. Это же правило распространяется и на тот случай, когда последний из движущихся шаров кратковременно останавливается в створе лузы, а затем падает в нее.

Если остановившийся в створе лузы шар падает в нее после явного толчка или сотрясения бильярда, то этот шар не засчитывается и восстанавливается судьей на прежнее место, т.е. в лузу, и игра продолжается на общих основаниях.

В случае, если игрок производит удар битком по зависшему над лузой прицельному шару, а последний до соприкосновения с битком падает в лузу, то судья вновь устанавливает в створ лузы этот шар и удар повторяется, при этом штраф не налагается.

2.1.16. Глухая позиция

Если шары сгруппировались возле одной из луз и при этом луза оказалась блокированной, а также в иных случаях, когда после продолжительной серии отыгрышей позиция шаров на столе принципиально не изменяется, что ведет к неоправданному затягиванию игры, то судья, после предупреждения игроков, должен расставить оставшиеся на столе прицельные шары в форме пирамиды (укороченной пирамиды), при этом передний шар должен располагаться на задней отметке. Право последующего удара определяется розыгрышем, и игра продолжается с руки из дома.

2.1.17 Умышленное затягивание игры

Если играющий, по мнению судьи, умышленно затягивает игру, то судья после предупреждения игрока имеет право ввести 30 секундное временное ограничение на подготовку и выполнение удара. Контроль в этом случае осуществляется по секундомеру или секундной стрелке часов. За 10 секунд до истечения контрольного времени игроку делается соответствующее предупреждение. В случае, если игрок не укладывается в эти временные рамки, удар переходит к сопернику, при этом штраф не налагается.

2.1.18. Вмешательство постороннего

Если во время игры шары приходят в движение в результате вмешательства какого-либо постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то судья восстанавливает исходную позицию и удар повторяется, при этом штраф не налагается. Так же поступают и при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств: порыв ветра, падение осветительного прибора, авария, поломка и т.п.

Если посторонний вмешается в игру умышленно, то игра приостанавливается до тех пор, пока он не покинет место проведения соревнований.

2.1.19. Вмешательство соперника

Если соперник играющего коснется, сместит или остановит какой-либо шар, то он штрафуется, позиция шаров восстанавливается судьей с максимальной точностью и игра продолжается на общих основаниях. Если при этом соперник задержит играемый шар, движущийся в сторону лузы, то этот шар считается сыгранным и играющий производит следующий удар.

Вмешательством считаются также любые действия соперника, направленные на отвлечение внимания играющего и на создание ему помех при выполнении удара.

Если же соперник вмешивается умышленно, то судья действует согласно разделу 'Неспортивное поведение' (см. п. 1.6).

2.1.20. Обязательные предупреждения со стороны судьи

С целью исключения неправильного толкования сложившейся на столе игровой ситуации и вытекающих из нее правил игры в отдельных случаях судья должен делать следующие обязательные предупреждения:

биток и прицельный шар соприкасаются друг с другом (играть на резке под углом 45° и более к линии центров);
прицельный шар соприкасается с бортом (если этот шар будет скатываться по борту и упадет в лузу, то он не будет засчитан);
прицельный шар, соприкасающийся с бортом, стоит в лузе или за ее пределами - для близко стоящего к лузе шара (если в лузе, то скатывать можно, а если на борту, то будет засчитан только при сыгрывании на ударе);
все прицельные шары находятся в доме (русская пирамида, московская пирамида, пирамида 8 шаров и быстрые виды этих игр, необходимо играть с руки с противоположной стороны дома - временного дома),
играемый прицельный шар или биток стоит в точности на центральной линии (это необходимо при игре в быстрые виды игр, а также американку, т.е. в тех играх, где применяются правила отыгрыша).
2.1.21. Судейская ошибка
Игрок произвел удар при судейской ошибке:

неправильно выставлен на игровое поле стола прицельный шар;
своевременно не выставлен на стол прицельный шар - выскочивший, неправильно забитый в лузу, долг за штраф, когда еще не было сыгранных шаров, не снят с полки шар за наложенный штраф;
судья неправильно интерпретировал Правила или оговорился, что привело к ошибке игрока;
судья не предупредил игрока, что он располагает биток не в доме или не с той стороны дома.
В этом случае поступают следующим образом:
1. Если судейская ошибка привела к необходимости наложить штраф на игрока - сделан неправильный отыгрыш, произведен удар с руки не из дома и т.д., в этом случае:

штраф на игрока не налагается;
забитые при судейской ошибке шары не засчитываются;
позиция потревоженных шаров восстанавливается с максимальной точностью;
удар переходит к сопернику, игроки по одному разу отыгрываются с места остановки битка либо с руки из дома (в зависимости от сложившейся ситуации) и игра продолжается на общих основаниях.
2. Если судейская ошибка привела к тому, что:
игрок сыграл неправильно выставленный шар;
игрок не смог произвести удар битком по прицельному шару с целью сыграть его в лузу - неправильно выставленный шар закрыл ударную позицию;
если сам биток не мог быть использован для результативной игры и т.д., тогда:
судейская ошибка устраняется;
позиция потревоженных шаров восстанавливается с максимальной точностью;
неправильно выставленный, а затем забитый в лузу шар не засчитывается;
удар повторяется игроком, выполнившим его при судейской ошибке.
Если же игрок сделал результативный удар при судейской ошибке, которая не повлияла на его выполнение (например, была подставка), то, чтобы не ущемлять его интересы, забитый шар засчитывается, судейская ошибка устраняется и игрок производит следующий удар.
Все вышеперечисленные процедуры по пп. '1' и '2' выполняются только тогда, когда судейская ошибка была обнаружена сразу после удара игрока, а затем разбирается и устраняется до следующего удара.

Если же игра продолжалась, то все вышеперечисленные процедуры не выполняются, кроме выставления на стол шаров с полки за штраф, долг за штраф, когда не было сыгранных шаров, а также выставления выскочивших и неправильно забитых шаров, при этом далее игра продолжается на общих основаниях.

Судейская ошибка, обнаруженная до удара игрока, устраняется немедленно.

2.1.22. Штрафы

Штрафы налагаются в следующих случаях:

1) если биток после произведенного удара не коснулся ни одного из прицельных шаров;
2) если в результате удара биток выскочил за пределы игровой поверхности стола (см. п. 2.1.13.);
3) если произведен очередной удар до завершения предыдущего удара (см. п. 2.1.7);
4) при касании любого шара на игровом поле стола до, во время или после удара - кием, машинкой, рукой, одеждой, медом и т.п. (кроме касания битка при ударе наклейкой кия в соответствии с п. 2.1.2);
5) за выполнение неправильного удара по битку (см. п. 2.1.2);
6) если при выполнении удара по битку ни одна из ног играющего не касается пола (см. п. 2.1.2);
7) при неправильном ударе по битку соприкасающимся с прицельным шаром (см. п. 2.1.2);
8) за выполнение удара пропихом или нажимом (см. п. 2.1.2);
9) при двойном ударе, когда наклейка кия касается битка дважды (см. п. 2.1.2);
10) если при ударе с руки из дома биток до выхода из дома задевает какой-либо находящийся в доме прицельный шар (см. п. 2.1.5 и 2.1.6);
11) при выполнении удара не битком (русская пирамида, московская пирамида, пирамида 8 шаров, а также быстрые виды этих игр);
12) при падении битка в лузу (русская пирамида, пирамида 8 шаров, а также быстрые виды этих игр);
13) при неправильном отыгрыше (русская пирамида - быстрая, московская пирамида - быстрая и заказная, пирамида 8 шаров- быстрая и заказная, а также американка и американка - быстрая);
14) если при начальном ударе с руки из дома игрок выносит биток за пределы дома или, несмотря на предупреждение судьи, производит удар не из дома (все виды игр), или выносит корпус за продолжение внешней стороны длинного борта (русская пирамида, московская пирамида, пирамида 8 шаров и американка (см. п. 2.1.5.);
15) при вмешательстве в игру соперника (см. п. 2.1.19). Если при выполнении одного удара совершено несколько нарушений Правил, то штраф берется в одинарном размере, который определен в каждой конкретной игре.

Шары, забитые с нарушением Правил, не засчитываются и выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

Добавить комментарий       Вернуться в список статей