Официальный сайт журнала
О журналеГде найтиВсе номера


карта сайта

Игорь Зубарев: мы пишем историю российского бильярда (№5 (17) от 15 ноября 2007 года)

Игорь Зубарев: мы пишем историю российского бильярда

Передача «Формула игры» стоит в сетке вещания телеканала «СТО» с самого его появления. Расскажите, как возникла идея сделать проект о бильярде и как она воплотилась в жизнь.

– Я как «творец» занимался многими творческими профессиями: снимал как профессиональный оператор, писал сценарии на рекламные ролики, делал музыкальные программы. Одну из них несколько лет вел тогда еще никому не известный Дима Нагиев. Иными словами, потихонечку набирался опыта. Однажды я снял клип для одного рок-музыканта. Это не прошло бесследно: через несколько лет он стал генеральным продюсером телевизионного канала. И вот тогда мне представилась возможность выбрать тему и сделать свою программу. В то время я познакомился с директором питерского филиала Фабрики «Старт». Мне было предложено сделать для компании рекламный ролик. Позже зашла речь о возможности снимать передачу о бильярде, я предложил руководству филиала сделать совместный проект. Но как это часто бывает, то нет условий, то нет денег, то возможностей… Идея «зависла».

Прошло много времени. В 2003 году я оказался приглашенным на канал «СТО». У меня было два проекта, которые я предложил каналу. Первый – театральный: мне очень хотелось снимать при помощи передвижной телевизионной станции спектакли в наших театрах. К тому времени я имел большой опыт работы на ПТС в огромных концертных залах и в студии, в прямом эфире. Но ПТС на канале не было, и мне предложили заняться чем-нибудь другим. Я вернулся к теме бильярда, причем, надо сказать, очень удачно. Проект был поддержан Фабрикой «Старт», с которой нас теперь связывают не только деловые, но и дружеские отношения. Пользуясь случаем, хотелось бы выразить благодарность банку «Югра» и в частности Михаилу Ивановичу Горбе, который поддерживал программу с первого ее выпуска. Уникальный человек! Человек самой высокой пробы! Несмотря на то что Михаил Иванович теперь перешел на работу в другой банк, своему преемнику Владимиру Леонидовичу Бронникову он «завещал» поддерживать наш проект. Надо сказать, мы находимся, в общем-то, в атмосфере понима- ния и дружественности со стороны бильярдной общественности, профессиональных игроков, молодежи, ветеранов. ФБС Санкт-Петербурга возглавляет глава Администрации города вице-губернатор Виктор Ни- колаевич Лобко. В такой компании можно работать! Ха-ха-ха! Но так было не всегда.

– Когда у вас появилась возможность сделать свою программу, вы, практически не задумываясь, остановились на теме бильярда…

– В детстве у нас во дворе жил инвалид – дядя Володя. Он летом выставлял небольшой такой «бильярдец», возле которого собирались все местные мужики и мужички, то есть дети. Дядя Володя ходил на протезе, но в бильярд играл великолепно. Мне было очень интересно наблюдать за игрой. Я просиживал там часами, слушал байки, смотрел, как взрослые играют. И как только я подрос, мне наконец-то предложили сделать первый удар. Восторг был необыкновенный. Слава богу, с глазомером у меня проблем никогда не было, поэтому удары стали получаться практически сразу. Ну и как-то дальше по жизни с биль- ярдом у меня стали складываться отношения… Мама долгое время работала организатором в красном уголке. Там стояли столы для настольного тенниса и для бильярда. Конечно, тогда я даже не представлял, какого уровня бывает мастерство профессиональных игроков. Понятия не имел о винтах, оттяжках... Но часто выигрывал! Это уже позже я узнал, что творят профессионалы на турнирах.

– А вам случалось когда-нибудь участвовать в соревнованиях?

– Я принимал участие в турнире СМИ и дошел до четвертого места. Это было в прошлом году. Честно признаюсь, я очень старался. С телеканала «СТО», кстати, было очень много желающих оказаться в числе участников, поэтому нам даже при- шлось у себя проводить отборочные игры. Я серьезно готовился, отдельно тренировал свояков, отдельно чужих. Считаю, что показал хорошую игру. По крайней мере, лично для меня – это максимальный результат!

– Вы обычно сами снимаете соревнования. Как вы чувствовали себя на месте героев своей программы?

– Турнир СМИ, с одной стороны, спортивное соревнование, а с другой – настоящий праздник бильярда. Мы встречались с нашими коллегами: журналистами, режиссерами, операторами с других телеканалов. Со многими мы знакомы более десяти лет. Я тогда «споткнулся» на продюсере REN ТВ Валере Иткине. Мы были знакомы до этого, и вот встретились за бильярдным столом. Шли буквально шар в шар. Но Валере удалось меня обыграть.

– Для того чтобы грамотно и интересно рассказывать зрителям о бильярде, нужно ведь не только быть хорошим практиком, но и разбираться в теории игры. Откуда вы черпали знания?

– Какая-то база начальных знаний у меня была. Потом в процессе, когда ты постоянно общаешься со спортсменами, представителями федераций, приглашаешь в программу для комментариев авторитетных судей, мастеров международного класса, то набираешься опыта. Замечательно комментирует Пухленко Александр Николаевич. Его речью можно заслушаться! Он живет бильярдом, дышит им. Он знает историю каждого игрока, знает, как должны быть зарезаны лузы на одном бильярдном столе и как они зарезаны на другом, он знает, в какую сторону начес сукна на снукерных столах. Он может говорить о бильярде бесконечно, очень интересно и всегда по делу.

– Вы не только общались со многими профессионалами бильярдного спорта, но и видели невообразимое количество турниров. Какая партия или, может быть, удар из тех, что вы видели, оставили самое яркое впечатление?

– Я помню турнир «Великолепная восьмерка», где в финале встречались Евгений Сталев и Александр Паламарь. Турнир проходил в питерском клубе «Лидер». Напряжение в зале достигло предела. Помню, как Паламарь, который практически не готовится к ударам, не мог выбрать позицию, наверное, минут пять. Играли «Динамичную пирамиду», где по правилам после забитого свояка спортсмен играет «с руки» – выставляет шар на сукно в том месте, где ему удобно. И вот Александр, который обычно сразу наносит удар, потерялся. Поставил шар, подумал, обошел стол с одной, с другой стороны, взял шар, установил в другом месте, склонился над сукном, встал в стойку. Казалось бы, вот сейчас наконец-то последует удар. Сталев наблюдает. В зале творится что-то невообразимое…

Нет! Опять берет шар, обходит стол, все повторяется сначала. Недавно подобный вопрос задали нам с Пухленко, и мы одновременно вспомнили эту встречу, о которой я вам рассказал. Александр Николаевич, кстати, добавил, что когда у него плохое настроение, чтобы как-то его поднять, он берет кассету с записью этой игры и ставит ее в видеомагнитофон. Вот что такое бильярд.

– Но согласитесь, даже самая захватывающая партия не впечатлит телезрителя, если она неинтересно снята. Существуют ли какие-то хитрости и тонкости съемки бильярдной игры?

– Телевидение – это творчество. Если за камерой стоит человек творческий (а по-другому и быть не может), то получается в итоге неплохо. А если этот творческий человек еще и увлечен игрой, которую он снимает, понимает ее, может предвосхитить событие, которое разворачивается на зеленом сукне, вот тогда получается отличный результат. Мы с операторами, моими друзьями, частенько проводим время у бильярдного стола. Мы понимаем, во что мы играем, поэтому и снимаем достойно, интересно. Конечно, лучше, чтобы о съемке говорил не я, а именно они. Я могу сказать, что благодаря работе всего нашего коллектива программа имеет достаточно высокий рейтинг, даже несмотря на то, что выходит не в очень удобное время. И у программы есть своя аудитория, которая включает не только любителей бильярда. Интересный случай был. Наш оператор Сережа Славнитский уехал в Ессентуки отдыхать с семьей, и там случайно разговорился с одним молодым человеком. И тот рассказывает, что, мол, был недавно в Питере в отпуске, сел смотреть телевизор, начал переключать с канала на канал и натолкнулся на передачу о бильярде, которая ему очень понравилась и запомнилась. «Формула игры» – единственная программа в Питере, поэтому догадаться, о чем идет речь, было нетрудно. Это не придуманная история, и нам было очень приятно. Зрителям нравится то, что мы делаем. Когда что-то ты создаешь с любовью – вот тогда и получается отличный результат. Я стараюсь насытить кадры, которые беру в монтаж, именно этим: любовью к бильярду, любовью к людям, которые этой игрой увлечены. В этом и заключается мой секрет.

Но программу создаю не я один, а коллектив единомышленников – очень профессиональных людей. Моя жена, Анна Зубарева, является бессменным сценаристом программы. До определенного момента бильярд ей был в диковинку, но потихонечку она тоже пристрастилась к игре. С операторами-постановщиками, которые с нами работают, меня связывают годы дружбы. Это Саша Мухамметов, Владимир Соколов, Сергей Славнитский, Дмитрий Игошин. И, конечно, ведущий, с которым мне очень повезло, – актер Юра Тарасов. Он большой молодец, очень трудолюбивый, талантливый, гибкий. С ним очень легко и прият- но работать и режиссеру, и операто- рам. У нас программа многокомпонентная. Это не только новости, но и история бильярда в постановках, реконструкция событий, которые когда-либо происходили с известными людьми. Юра был и Львом Толстым, и Достоевским, и Пушкиным… Мы все увлечены бильярдом, часто играем, нам очень комфортно вместе. Это редкий случай, когда ты занимаешься работой, и работа доставляет тебе удовольствие. Нам повезло.

– Помимо программы «Формула игры» у вас есть какие-то еще проекты, идеи, которые хотелось бы реализовать?

– Проектов очень много. Если нас поддержат финансисты, мы планируем снять сначала художественно-документальный фильм, а затем и художественный. Это будет картина на основе исторических событий. Я хотел бы, чтобы это была комедия, что-то вроде «Особенностей национального бильярда». Сложность в том, что для осуществления проекта нужно время. Нужно позабыть о текущих вопросах, отдохнуть как минимум неделю и со светлой головой, не отягощенной старыми проблемами, заняться написанием сценария. Но я этого, к сожалению, сейчас позволить себе не могу, поэтому пока мы постоянно находимся в обсуждении, но к осуществлению наших планов еще не приступили. Есть еще одно перспективное направление. Недавно мы провели у нас в студии на канале «СТО» матчевую международную встречу между многократным чемпионом Финляндии Петри Похьола и нашим чемпионом 2007 года по «Динамичной пирамиде» Александром Чепиковым. Это была первая пробная встреча. Я еще не был уверен, что все получится так, как мы задумали. Мы привезли в студию бильярдный стол, я обратился к своему хорошему приятелю и учителю Владимиру Степаняну, который бесплатно, я подчеркиваю, поставил динамический свет. Мы сделали то, что мы сделали.

Могу сказать, что встреча удалась. Уже есть резонанс в Интернете. Я надеюсь, мы войдем в новый этап освещения бильярдных событий в Петербурге. У нас большие планы. Я готов провести любого уровня соревнования на бильярде. Это мо- жет быть кубок бывших республик Советского Союза, у нас хорошие отношения с ветеранами, например. Такие проекты очень нужны. Я не люблю пафос, но по-другому не скажешь. Это будет уникальный турнир. Я знаю, как это можно оформить, я вижу эту картинку. Мы можем снимать в студии на канале «СТО», можем пользоваться бильярдными клубами, где нас всегда рады видеть. У нас есть возможность все это достойно преподнести, поэтому я надеюсь, что все будет так, как мы планируем.

– Я надеюсь, у вас все получится, тем более что бильярдных проектов на телевидении сегодня не так много, как хотелось бы. Почему, по вашему мнению, тема бильярда остается закрытой?

– Бильярд не закрыт. Он еще до конца не открыт. На нем еще недавно висели замки, и ворота находились под сигнализацией. Но замки и сигнализацию сняли, и только-только мы сами начали приоткрывать эти ворота. У бильярда большое будущее, мы стоим у его истоков и пытаемся максимально качественно сделать все, что от нас зависит, чтобы привлечь сторонников, любителей и профессионалов. Бильярд – это наше достояние, мы можем гордиться им так же, как Большим театром или автоматом Калашникова. Русский бильярд – это история, которую мы сами сейчас пишем. И от нас зависит, будет ли это краси- вая история.

Беседовала Мария Лонгиновских

P.S. Когда интервью уже было подготовлено, мы узнали, что «Формула игры» – единственная в России программа о бильярде – закрыта в результате непростых взаимоотношений телевидения, бизнеса и политики. Профессионально сделанных, интересных, рейтинговых передач, посвященных бильярдной теме, сегодня не так много, поэтому исчезновение из эфирной сетки одной из них вызывает большое сожаление. Журнал «Бильярдный мир» желает Игорю Зубареву благоприятного разрешения ситуации и успешной реализации творческих планов, которыми режиссер поделился с читателями.

Добавить комментарий        Вернуться к анонсам статей