Официальный сайт журнала
О журналеГде найтиВсе номера


карта сайта

Бильярд в 24 кадрах (№1(30)2014 от 26 ноября 2014 года)

Бильярд в 24 кадрах

 

Во многих фильмах, как русских, так и зарубежных, герои играют в бильярд. И во всех фильмах можно заметить, что вместо актера играет дублер-бильярдист, а позиции на столе не игровые, а специально выставленные. Иначе трудно добиться эффекта, когда шары с легкостью залетают и по два, и по три разу. Впрочем бильярд в кино почти всегда не более чем фон, на котором развиваются основные события. Почему так происходит?
 
 
В бильярде, несомненно, есть своя драматургия, как и в жизни. Но в фильме это очень трудно передать, поскольку очень сложно, практически невозможно показать всю квинтессенцию, все значимые моменты, которые могут произойти во время игры. Поэтому в кино обычно показывают только самые выигрышные, самые интересные эпизоды. Можно сказать, моменты наслаждения.
 
Русский бильярд
 
Один из самых ярких бильярдных эпизодов был снят через 10 лет после появления звукового кинематографа. В фильме «Возвращение Максима» (1937 г.) использована классическая сцена игры на бильярде, в которой были заняты Борис Чирков, наш положительный герой, пролетарий, и анархист Платон Дымба, которого играл Михаил Жаров. Во всех эпизодах игры их удары исполнял известный питерский игрок Жорж Гаев. Комично показана сцена «пролаза»: импозантный, дородный герой (артист Жаров) под всеобщий хохот собирал пыль под столом кабацкого бильярда. В те времена игра «на пролаз», когда проигравший должен был проползти под столом вдоль длинного борта, была весьма популярна. А если еще учесть то, что за проигрыш рассчитывался отрицательный персонаж, легко понять, что этот эпизод стал одним из самых любимых советскими зрителями.
За 75 лет фрагмент, снятый в бильярдной, утратил свою социальную актуальность, но не растерял интерес тех, кто любит игру. Вообще в российском кинематографе быстро сложился определенный стереотип показа бильярда: обязательно играют положительный и отрицательный герои, и обязательно положительный выигрывает.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Продолжил традицию, начатую «Максимом», фильм «Неуловимые мстители» (1967 г.), где один из неуловимых играет в бильярд с врангелевским контрразведчиком Овечкиным (Армен Джигарханян). Да как играет! Серия – от нескольких бортов – и точно в лузу!
 
Помните кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.), в котором Жеглов (Владимир Высоцкий) играет в «американку» с Копченым (Леонид Куравлев)? Именно там игрок исполняет сложный удар. Требующий прекрасного владения техникой «оттяжки», при котором «свой» шар оттягивается в среднюю, а прицельный шар падает в противоположную лузу. Режиссер фильма Станислав Говорухин так вспоминает о работе над этойсценой: «Наши артисты – Высоцкий и Куравлев – на бильярде не играли. Пришлось их учить хотя бы тому, как держать кий, как его мелить, как правильно ставить руку на сукно... Володя был очень спортивный человек и быстро все это усвоил. Сами же удары за Жеглова и Копченого выполнял один из одесских мастеров кия». Этим человеком был многократный чемпион Украины Владимир Иванов. Впечатленные игрой мастера, лицо которого осталось за кадром, зрители моментально приписали Высоцкому умение играть в бильярд и считали его непревзойденным игроком. Но действительных специалистов трудно обмануть. Те, кто хорошо знаком с игрой, заметили, что Высоцкий в роли Глеба Жеглова допустил ошибку: играя на бильярде, руку держал не так. И это свидетельствовало, что с игрой на бильярде актер и бард был мало знаком. Кстати, играли в фильме на еще дореволюционном столе, 1910 года выпуска, который сохранился в одной из бильярдных Одессы.
 
Следующим российским фильмом про игру стал «Классик», по которому многие судят о бильярде и бильярдистах. Однако истинные игроки имеют большие претензии к этому произведению, называя его фильмом не о бильярде, а об уголовниках. Там придумали, будто существует какой-то суперудар, который знающего его секрет делает побудителем. «Удар Лемана», о котором идет речь в фильме, – выдумка сценаристов. От правильно поставленной пирамиды крайние шары никогда прямиком в угол не заходят. Если специально выставить на каждом углу по «зайцу», тогда зайдут, но это – неправильная установка пирамиды (с зазорами).
Если посмотреть кадры разбития пирамиды в режиме «стоп-кадр», то будет видно: шары в углах пирамиды были установлены неплотно, то есть каждый из них касается только одного шара (а не двух, как это должно быть в плотно поставленной пирамиде), и кластеры из двух шаров, получившиеся в углах пирамиды, направлены в угловые лузы. То есть налицо самый настоящий трюковый удар с предварительно определенной расстановкой шаров, который никак не может быть выполнен в реальной игре. И тем не менее, «Классик» – единственный фильм российского кинематографа, в котором бильярд – это не один из эпизодов, а основная тема филь- ма, вокруг которой и развиваются все события.
 
 
Пул
 
Пулу в этом отношении повезло гораздо больше, фильмов, где он является «главным героем», снято немало. Поклонники пула особо выделяют два из них – «Хастлер» и «Цвет денег». Оба они сняты по произведениям Уолтера Тевиса. «Хастлер» (1961 г.) – сильная картина сама по себе как кино, что только подчеркивается черно-белым изображением. Техническим консультантом фильма по бильярдной части был Вилли Москони (постановкатрюков, техника актеров). По ходу фильма он также появляется в нескольких эпизодах. Ничего не говорит, но молчит очень впечатляюще. Герои фильма сражаются в стрейт пул. Суть игры передана вполне адекватно, но для того чтобы простой зритель не совсем заскучал, в сюжет включены довольно эффектные трюковые удары, которые, как уверяют специалисты, на самом деле к стрейту никакого отношения не имеют. Особо хотелось бы отметить блестящую актерскую игру Пола Ньюмена. Художник-постановщик (Гарри Хорнер) и декоратор (Джин Калахэн) получили «Оскара», а всего фильм был номинирован в восьми категориях.
 
«Цвет денег» – фильм-продолжение «Хастлера». Действие картины разворачивается в период расцвета популярности «Девятки». В нее же, соответственно, в фильме и играют. «Девятка» – игра сама по себе эффектная, и поэтому трюковых ударов в фильме почти нет. Том Круз, конечно, не умеет складывать девять шаров к ряду. Единственный runout снят в несколько планов и с явными техническими махинациями над битком. Однако Круз практически все удары выполнил сам (кроме перескока через поляну, который исполнил Майк Сигель – технический консультант фильма). Одного из противников Тома Круза играет реальный коммерческий игрок, американский шпиль – Кит Маккриди (Keith McCready). Также эпизодические роли достались таким легендарным личностям, как Стив Мизерак и Грэди Мэтьюз. В общем, фильм производит отличное впечатление, как чаще всего и бывает с фильмами Мартина Скорсезе. Многие считают, это лучшее произведение подобного жанра. Великолепно прорисован в «Цвете денег» и образ типичной бильярдной – полутемное помещение, плавающее в клубах табачного дыма. К слову, кий, с помощью которого в фильме выигрывают сложнейшие партии, не Balabushka, как говорят некоторые, а Joss №7. Эта модель выпускается до сих пор (после выхода фильма ее второе название – Color of money), и стоит она 500 долларов.
 
 
 

 

Добавить комментарий        Вернуться к анонсам статей